ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 "Теремок"
занятие " Зима"
12 ноября [вт]
Занятие 3
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная. Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках. Планируемые результаты: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров. Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы; гуашь; запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; гуашевые краски холодных цветов и оттенков; кисти; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж». Содержание
1. Вводное слово воспитателя. – Повторяйте за мной строчки из стихотворения. Белые шапки На белых берёзах, Белый узор На ветвях от мороза, Белый зайчишка На белом снегу, По белому лесу На лыжах бегу. – О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная королева. 2. Беседа о зиме. – Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами. Зима (какая?)… (холодная белая, снежная). Снег (какой?)… (рыхлый, липкий, белый). Мороз (какой?)… (жгучий, сильный, трескучий). Ветер (какой?)… (пронизывающий, резкий, сильный). Деревья (какие?)… (голые, сонные). Дни (какие?)… (короткие, холодные, ясные). – Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зима? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке. Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт – Мы встречаем Новый год. (Декабрь.) – На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится: От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это? (Январь.) – Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Ну, так что за месяц это? (Февраль.) – Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. – О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое снежинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образуют крупные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.) Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите примеры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – зимние явления.) – Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили.
3. Рисование зимних узоров на окнах. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь». – Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором
Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка. – А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа. – Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого. Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте на белом листе бумаги узоры Деда Мороза. Какие цвета будете использовать? (Синий, фиолетовый, голубой.) 4. Итог занятия. – Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Занятие 1
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная. Цели: познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение; рассказать об обычае украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи Нового года у разных народов; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Планируемые результаты: соотносит особенности жизни животных и растений в зимний период; имеет представление о праздновании Нового года и традициях этого праздника; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения. Материалы и оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с изображением Снегурочки; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; мультфильм «Снегурочка». Содержание
1. Вводное слово воспитателя. – Какое сейчас время года? (Зима.) – Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли; представьте, что вы согрелись, расслабились… Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Красивые снеговики у вас получаются. Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем ее название. 2. Беседа на тему «Откуда елка в гости пришла». Воспитатель читает стихотворение Корнея Чуковского «Елка». – Как елка стала символом Нового года? Раньше елка была участницей зимних торжеств, где были организованы катальные горки, карусели, базары детских игрушек и лотереи. Сейчас же елка (натуральная или искусственная) – непременный атрибут новогоднего праздника, создающий новогоднее настроение и напоминающий о новогоднем чуде, которого так ждут и дети, и взрослые! 3. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка». – Отгадайте загадку: Она в серебро С жемчугами одета – Волшебная внучка Волшебного деда. (Снегурка.) – Внимательно послушайте сказку «Снегурочка». Читает сказку. – Давайте покажем, как лепить Снегурочку. Повторяйте за мной движения. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Мы из снега ком слепили, Потом куклу смастерили. Снег, снег, белый снег, Вышла кукла лучше всех. – Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. – Рассмотрите иллюстрации к этой сказке. Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку (воспитатель показывает репродукцию картины), а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал её образ в опере «Снегурочка». Сядьте поудобнее, давайте закроем глаза и послушаем отрывок из оперы. Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова. – Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка»? – Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному.) – Какие произошли изменения в природе? – Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла.) – Во что превратилась Снегурочка? (В облачко.) 4. Итог занятия. – Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые нежные цветы, похожие на Снегурочку.) – Назовите произведение, с которым мы познакомились. Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.